В целях совершенствования законодательства в области розничной продажи несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических (далее – БТН), на федеральном и региональном уровнях принят ряд правовых норм, направленных на повышение эффективности контроля в сфере потребления БТН.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2024 № 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним» с 01.03.2025 введен запрет продажи БТН несовершеннолетним.
КоАП РФ дополнен статьей 14.16.1, устанавливающей с 07.06.2025 ответственность за нарушение правил розничной продажи БТН несовершеннолетним в виде значительных административных штрафов, в том числе для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Уполномоченными привлекать к административной ответственности за введенные правонарушения определены органы внутренних дел (полиция) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на территории региона - министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области, далее - Минимущество ВО).
Законом Воронежской области от 21.03.2025 № 30-ОЗ с 01.09.2025 устанавливается запрет продажи БТН в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для непосредственного осуществления образовательной деятельности, медицинской деятельности, деятельности в области культуры, физической культуры и спорта.
За нарушение указанного запрета в Закон Воронежской области от 16.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» введена норма, устанавливающая с 01.09.2025 ответственность в виде значительных административных штрафов, в том числе для юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Правом составлять протоколы за нарушение ограничений наделены должностные лица Минимущества ВО.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 887 «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов безалкогольных напитков» с 10.02.2025 БТН подлежат обязательной маркировке средствами идентификации, а сведения о реализации должны направляться в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров «Честный знак».